Сибирский Фронтир

Экспертно-аналитический портал

Красноярский экономический форум - 2015
Красноярский экономический форум - 2015
Красноярский экономический форум - 2015

СПЕЦПРОЕКТ: Красноярский экономический форум - 2015

  • События

  • Новак: РФ готова рассмотреть вопрос о поставках электроэнергии в Японию

    Этому пока мешает японское законодательство, сказал глава Минэнерго


    КРАСНОЯРСК, 27 февраля. /ТАСС/. Россия готова рассмотреть вопрос о поставках электроэнергии в Японию, но этому пока мешает японское законодательство, сказал глава Минэнерго Александр Новак в кулуарах Красноярского экономического форума.
    «На уровне государства в Японии пока не приняли решение об импорте электроэнергии. Там нужно менять законодательство», — сказал министр.
    Новак отметил, что японские коллеги готовы решать этот вопрос, но ожидают корректировки своей энергостратегии в части того, что касается использования АЭС.
    Как ранее сообщал ТАСС, идея строительства энергомоста между Россией и Японией обсуждается с 2000 года. Стоимость проекта оценивалась в 5,6 млрд долларов. Планируется, что поставки в Японию будут осуществляться с расположенных на Сахалине Ногликской ГТЭС, Сахалинской ГРЭС, строящейся Сахалинской ГРЭС-2, Южно-Сахалинской ТЭЦ. Кроме того, в дальнейшем могут быть задействованы расположенные на материке Комсомольская ТЭЦ 1-3, Амурская ТЭЦ, Майская ГРЭС.
    Проект, несмотря на экономические санкции, вызывает интерес в японских бизнес-кругах. Об этом ранее заявил глава РАО ЭС Востока Сергей Толстогузов на встрече с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным.
    «Интерес японских компаний к этому проекту достаточно хороший. Следует отметить, что в один момент /октябрь- декабрь/ мы почувствовали влияние экономических санкций. С нами встречались, говорили об интересе к проекту и все. После Нового года мы видим активизацию интереса к проекту. Наши коллеги сами идут на контакт. Там (в Японии) меняется ситуация, и это хороший посыл», — сказал Толстогузов.
    Глава РАО ЭС Востока также сообщил, что они столкнулись с определенными проблемами нормативного плана. «В Японии нет рынка электроэнергии, поэтому надо менять нормативные документы. Мы работаем с нашими партнерами и над этим вопросом на японской территории», — отметил он.
    Председатель правления — генеральный директор ОАО «РусГидро» Евгений Дод также подтвердил информацию об активизации работ по российско-японскому энергетическому проекту.
    Говоря о газовом сотрудничестве с КНР, Новак отметил, что увеличение поставок российского газа в Китай, которое обсуждается с китайскими партнерами. Рост может быть обеспечен за счет газа независимых производителей, в том числе газа, полученного от нефтяных и конденсатных месторождений (ПНГ), указал глава Минэнерго.
    «Создать условия для монетизации этого газа и допуска независимых производителей к трубе можно. Это даст свой эффект по увеличению поставок газа (в Китай), помимо Чаянды и Ковыкты», — считает министр.
    Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что объем поставок газа в Китай может быть увеличен до 100 млрд. кубометров в год.

  • Александр Асеев: «Надо хорошо работать. И не врать»

    Недавно закончившийся Красноярский экономический форум отчетливо обозначил один из вариантов стратегического решения текущих проблем. Общее мнение участников заключалось в следующем: для того, чтобы страна могла двигаться дальше, необходимы энергия и таланты молодежи. «Эта тема впервые отчетливо прозвучала на площадке КЭФ, который открылся пленарным заседанием «Энергия молодости»», — отмечает председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Леонидович Асеев.

    — Сейчас мы видим, что ситуация в экономике,  внешней и  внутренней политике резко изменилась, я бы даже сказал — обострилась. Основным лейтмотивов пленарного заседания, открывшего форум,  стало то, что в настоящее время появляются шансы для молодежи проявить себя. Руководитель службы инновационной структуры ОАО «РВК» Алексей Гусев совершенно справедливо отметил:  реиндустриализация, которая наиболее остро стоит на повестке дня, в стране проводится не первый раз, и, собственно говоря, в 1930-е годы это было сделано руками и талантами молодых. Он привел такой пример: был в Иркутске на авиационном предприятии, организованном именно в те времена, и видел галерею портретов руководителей, работавших до войны и частично в военный период — все в возрасте лет тридцати. Это связано с тем, что авиационной промышленности до этого момента просто не было, соответственно, не было в ней и заслуженных, увешанных наградами персон. Иными словами: молодая отрасль — молодые люди. Так что  сейчас нужно выбирать те направления, которые только-только формируются: например, инновации в информатике, приборостроении и производстве новых материалов, био- и аддитивные технологии — сферы, где впереди большие и хорошие перспективы.

    Однако в чем тут проблема: старшее поколение уходит, средний возраст у нас в науке практически полностью отсутствует в связи с событиями девяностых, а у молодых имеются сложности с компетентностью. Так что на КЭФ обсуждалось и то, что сейчас главная задача образования — сделать процесс обучения непрерывным.  Кроме того, есть и такой момент, на нем заострил внимание ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов:  конечно, директивные способы организации работы могут дать какой-то краткосрочный эффект для развития, но главная задача все-таки — создать среду. Такую, чтобы люди не думали, куда уехать из родного города, чтобы они старались остаться, соответственно, работали на благо своих регионов, брались за новые задачи. Нужно развивать территорию для организации более комфортных условий для труда и жизни в целом — как раз то, что мы стараемся делать в Академгородке, интегрируясь с НГУ и инновационными фирмами Академпарка, а также строя служебные квартиры и коттеджный поселок для сотрудников СО РАН.

    Директор Института  проблем передачи информации им.  А.  А. Харкевича  РАН академик Александр Петрович Кулешов, говоря о проблемах науки в целом, отметил: мы оказались в вакууме идей, и есть большие трудности с ответом на основные вопросы — для чего наша сфера деятельности существует, что делает, кому нужны результаты? Он высказал такую мысль: следует  максимально честно обсуждать все, что связанно с развитием науки и ее ролью в экономике и производстве. Надо сказать, что выступление академика Кулешова вызвало оживленную реакцию зала.  Он сказал «Не надо врать!»  в связи с тем, что происходит сейчас, к примеру, в Сколково: привлечение иностранных специалистов в Россию, даже за любые деньги, ничего не дало. Приезжают те, кто ничем не лучше наших ученых — глубокие пенсионеры или представители нашей же зарубежной диаспоры — так что проект «Сколково» себя не оправдал. Таким образом, мы не пройдем предназначенный нам путь в небывало краткие сроки, срезая углы и перепрыгивая барьеры. Чудес не бывает. Надо просто хорошо работать, при этом — честно, и не врать самим себе. Опять же, возвращаясь к теме молодых:  для них сейчас очень хорошее время, в том числе, в связи с кризисом старшего поколения. Тем более, что в рамках импортозамещения возникает множество новых задач, причем, ясно — простым повторением ничего не решить, нужна новая генерация образованных людей с идеями, энергией и талантом.

    Александр Асеев также отметил, что состоялась отдельная, обстоятельная и очень благожелательная, встреча с  губернатором Красноярского края Виктором Александровичем Толоконским, целью которого было ясное определение статуса Красноярского научного центра СО РАН в системе ФАНО, как ведущей научной организации региона.

     — Один из вариантов, который всерьез рассматривался руководством края — передача КНЦ в состав Сибирского федерального университета. В институтах КНЦ прошли заседания ученых советов, и эту идею категорически отвергли. В результате нашей встречи Виктор Толоконский заверил меня, что  что никаких действий, которые бы ущемляли науку и научный центр, в регионе не будет.  Более того, на КНЦ и его институты возлагаются большие задачи по участию в новых проектах и подготовке новых эффективных решений в экономике и высокотехнологичной промышленности края, в работе с вузами и ведущими предприятиями. Беседа с губернатором позволила разрядить ситуацию: сейчас варианты какого-либо объединения с вузами края, основным из которых является СФУ, не рассматривается, напротив, обсуждаются меры по усилению КНЦ и институтов в его составе.

  • На Красноярском экономическом форуме подписаны соглашения на сумму свыше 213 млрд. рублей

    КРАСНОЯРСК, 1 марта. /ТАСС/. Тридцать шесть соглашений на общую сумму более 213 млрд руб. заключено в ходе завершившегося минувшим вечером Красноярского экономического форума, сообщили ТАСС в пресс-службе правительства региона.

    Красноярский форум является третьей по значимости площадкой для дискуссий в России после форумов в Санкт-Петербурге и Сочи, которые проходят весной и осенью. Участники Красноярского форума традиционно концентрируются на дискуссиях на региональные темы.

    Заключенные в рамках форума соглашения в основном касались развития промышленности, телекоммуникационной инфраструктуры, подготовки высококвалифицированных кадров для повышения конкурентоспособности предприятий. Немалая часть подписанных документов предусматривает развитие социальной сферы Красноярского края и других регионов России.

    В работе форума приняли участие свыше 6 тыс. ученых, промышленников, представителей властей из 35 стран мира и 54 регионов России. Среди них главы регионов, руководители госкорпораций и представители бизнес-сообщества. Они приняли участие в 45 мероприятиях — пленарных заседаниях, мозговых штурмах, круглых столах. Спикерами и модераторами дискуссионных площадок стали более 350 человек.

    12-й Красноярский экономический форум проходил в сибирском городе с 26 по 28 февраля при поддержке правительства РФ. Ключевыми вопросами КЭФ-2015 стали сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, замещение импортной продукции товарами отечественного производства.

  • ТПП РФ на КЭФ 2015: От экспорта до госзаказа

    Делегация Торгово-промышленной палаты РФ 28 февраля на Красноярском экономическом форуме приняла участие в работе двух «круглых столов».

    Сергей Катырин: Экспортеров надо учить и поддерживать

    На первом «круглом столе» рассматривались вопросы национальной экспортной политики. Какие барьеры стоят перед нашими уже работающими на внешних рынках предприятиями и перед теми, кто подумывает о выходе за рубеж?

    Прежде всего, считает Сергей Катырин, это барьеры бюрократические. Так, в АТР, например в Сингапуре или Гонконге, оформление документов для экспорта занимает максимум три дня. У нас самые опытные, ведущие компании тратят на это минимум шесть дней. В случае с поставками сырья это, может, и не так критично, а вот если речь идет о поставках несырьевых товаров, то задержка оформления на один-два дня по сравнению с конкурентами играет очень часто решающую роль.

    У нас в стране порядка 150-200 компаний серьезно и по-крупному работает на внешних рынках. Средних, а тем более малых, очень немного, в том числе именно из-за бюрократических сложностей выхода за рубеж.

    Но если перед нами стоит задача наращивать экспортные возможности экономики, то без участия в этом процессе среднего, а отчасти и малого бизнеса (как это делается и во всех странах) нам не обойтись. Значит, надо малым и средним предприятиям помогать, их надо учить, их надо поддерживать.

    Очень важно определить, какие рынки для нас наиболее перспективны. Большую роль здесь должны сыграть торгпредства. Сейчас идет реформирование всей этой системы; теперь главным критерием успешной работы становится конечный результат, то есть то, что наша экономика получает от работы в зоне ответственности каждого торгпредства, насколько активно туда приходит наш бизнес со своими товарами. Надо обращать больше внимание на новые регионы.

    Одним из таких регионов, уверен Сергей Катырин, является Латинская Америка. Там нас ждут, там меньше конкуренция, нашу машинотехническую продукцию будут брать, да и уже охотно берут в тех странах, куда некоторые наши фирмы начинают приходить.

    Но без мощной информационной поддержки и на эти рынки выйти непросто. Надо знать, какие товары там нужны, каковы условия работы, наконец, кто может быть потенциальным партнером наших компаний. Нужен серьезный анализ.

    Тут многое может сделать правильно поставленная выездная выставочная деятельность. Необходимо поддерживать организацию выставок за рубежом, особенно в Латинской Америке, Азии, Африке; поддерживать бизнес, решивший в них участвовать. У нас есть продукция, которую будут покупать за рубежом. Надо готовить и поддерживать ее экспортеров.

    Сергей Катырин рассказал о совместном ТПП РФ и ЦМТ проекте «Экспортный потенциал России». Он нацелен на поддержку, на консультирование среднего и отчасти малого бизнеса, желающего работать на внешних рынках.

    К сожалению, в экспорте этот бизнес представлен пока у нас слабо. Всего 0,7 процента от общего числа малого и среднего бизнеса выходит на внешние рынки, в экспорте они занимают 0,4 процента, а объем выручки – менее одного процента. То есть говорить об их серьезном участии во внешней торговле сейчас не приходится, отметил Сергей Катырин, но если мы всерьез и надолго нацелены повышать экспорт, то надо увеличивать число участников внешнеторговой деятельности. Задача эта решаема.

    Как «разрулить» экстраординарную ситуацию?

    Ряд острых вопросов было обсуждено на «кругом столе» «Государство как умный покупатель? Первый год по новым правилам государственных закупок».

    Экстраординарной для малого и среднего предпринимательства назвал Сергей Катырин сложившуюся в последнее время ситуацию. Финансовые ресурсы для них практически недоступны, кредитные ставки запредельны. Понятно, что в таких условиях участие большинства малых предприятий в торгах по госзаказу и заказу компаний с государственным участием становится практически невозможным. Если мы хотим помочь, то надо менять правила. А для тех же, кто все-таки участвует в торгах, надо хотя бы уменьшить залог, или, что лучше, вообще освободить от него.

    Что же касается оборонного заказа, то почему бы и малому бизнесу не предоставлять предоплату, как это принято в отношении остальных исполнителей, которые получают и 80, и 100 процентов предоплаты?

    Острой остается проблема торгов по подрядным работам. Требуется предоставить огромное количество данных, например, по шайбам, гвоздям, болтам, технической воде и т.д., причем в будущем в процессе выполнения работ все это абсолютно не нужно. Нужны поистине титанические усилия и огромное количество бумаг, чтобы получить право участвовать в торгах. Понятно, что в данном случае речь идет о стремлении предоставить таким образом возможность победить именно «своим», отсечь «чужих». Нужно разработать четкие правила и требования, чтобы пресечь такую порочную практику и нечестную конкуренцию. Федеральная антимонопольная служба готова принять необходимые меры, но для этого необходимо правила и требования закрепить законодательно.

     

    По мнению Сергея Катырина, размер минимального заказа начиная с 15 млн рублей будет больше соответствовать нынешним серьезно изменившимся экономическим условиям.

     

    Вообще, уверен Сергей Катырин, при разработке механизмов взаимодействия малого бизнеса с оборонно-промышленным комплексом следует обратить внимание на опыт стран, где эти механизмы уже отлажены. Квота для малого бизнеса по гособоронзаказу в США составляет 22 процента, через субконтракты – 36 процентов.

    Госкомпании, что естественно, хотят иметь дело с исполнителями, которым можно доверять. ТПП РФ ведет Реестр добросовестных поставщиков товаров и услуг и готова заняться решением этого вопроса для госкомпаний.

    Сергей Катырин поднял также тему торгов на электронных площадках. В регионах появилось множество таких площадок, причем в работе каждой из них – свои правила. Бизнес из других регионов, желая участвовать в торгах, должен каждый раз не только изучать эти правила (заплатив, естественно, деньги), но и нести затраты на получение электронной цифровой подписи. Надо безотлагательно навести порядок: разработать общие для всех правила, или работать на общих для всей страны площадках.

    Необходимо также добиться на практике экспертного сопровождения исполнения госзаказа на всех этапах. Необходимость независимой экспертизы признается всеми, но на практике ситуация совсем иная. Появилось огромное количество фирм-однодневок, обещающих любую экспертизу (естественно, с заключением, нужным для заказчика, заплатившего фирме деньги). Выход здесь один, считает Сергей Катырин: нужен закон, четко прописывающий роль и место независимой экспертизы в ходе исполнения государственного заказа.

    По окончании «круглого стола» состоялось вручение свидетельств о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса представителям компаний и предприятий региона.

    Сегодня состоялось также заключительное пленарное заседание КЭФ-2015, на котором были подведены итоги работы ХII Красноярского экономического форума.

  • Дискурс

  • Мнение экспертов о КЭФ -2015

    Красноярский экономический форум — интеллектуальное событие, значимое не только для Сибири, но и для всей страны, тем более что в 2015 году форум проектировался как масштабный мозговой штурм — поиск новых стратегических решений. Мы попросили экспертов — участников форума выразить своё отношение к замыслу, процессу реализации и результатам КЭФ-2015.

     

     

     

    А.В. УСС, д.ю.н., председатель Законодательного Собрания Красноярского краяuss_0 А.В. Усс

    Если говорить о дискуссиях, то было высказано немало интересных мыслей, к примеру, за круглым столом, посвящённым перспективам освоения Арктики. А с точки зрения организации считаю, что формат работы можно сделать более продуктивным. При подготовке экономического форума необходимо разрабатывать конкретные документы и предложения, которые затем следует делать предметом реального обсуждения.

    Я бы выделил три основные темы, значимые для края и для меня лично. Во-первых, это продолжение политики движения на Восток в рамках развития вектора взаимодействия и сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Во-вторых, сегодня по вполне понятным причинам в нашей стране приобрела особую актуальность тема импортозамещения. Рекомендации участников форума должны придать этой работе ускорение и лечь на стол федеральных органов власти, принимающих соответствующие решения. И в-третьих, для всех нас очень значима тема развития края в свете предстоящей Универсиады. Нужно чётко определить, что Красноярск движется к глобальному городу как одному из важнейших деловых центров Евразии.

    С сожалением вынужден констатировать, что представительность форума стала менее впечатляющей. Раньше здесь мы могли видеть Президента России, Председателя правительства или первых его заместителей…

    Красноярцы вовсе не из тщеславия ждут на берегах Енисея высоких гостей. Нам нужно донести основные идеи форума до руководства страны, достичь взаимопонимания с федеральными властями. Да и собственники крупных компаний проявляют больший интерес к красноярской дискуссионной площадке, когда на ней присутствуют первые лица.

    Кроме того, это ежегодное мероприятие всё больше походит на московский форум в Красноярске и утрачивает сибирскую тематику. А на мой взгляд, качественно новое развитие Зауралья помогло бы нашей стране справиться с новыми вызовами времени.

    На мой взгляд, сегодня нет оснований говорить о кризисе в полном смысле этого слова, о каком-то коллапсе, массовой остановке предприятий. В то же время падение курса рубля не могло не сказаться на работе бизнеса и на уровне жизни людей. Важным элементом ухудшения общей социально-экономической ситуации стал резкий рост стоимости кредитных ресурсов. Полагаю, необходимо искать механизмы администрирования, выдавать деньги под конкретные производственные и инвестиционные цели с использованием «вменяемых» ставок. Надеюсь, что на федеральном уровне будет провозглашена политика дифференцированного подхода к выдаче кредитов. Иначе экономика может просто остановиться.

    zubovВ.М. ЗУБОВ, профессор МГУ им. Ломоносова, депутат Государственной Думы  РФ

    Положительно оцениваю тот факт, что снизилась пафосность форума, представительский антураж. В связи с этим лучше стала кристаллизоваться содержательная часть. КЭФ очевидно занимает второе место среди российских форумов, и я бы выделил две основные составляющие:

    • технологичность и работа с зарубежными партнёрами, в первую очередь на Востоке;
    • хорошее впечатление от молодёжной пленарки; сформировалась уже довольно большая группа молодых людей, которые смотрят на мир иначе, чем моё поколение. Они говорят о социальных проблемах более раскованно, более конструктивно, иной терминологией. И тот факт, что на КЭФ стал громче звучать молодёжный взгляд на происходящее, для меня интересен.

    Участвующие в обсуждениях известные экономисты для меня ничего нового не сказали. Эти московские представители экономической науки, эксперты при больших регалиях, на которых ориентируются власти, приехали на форум и фактически ничего не привезли — нет новых идей, нет новых решений. На макроуровне обсуждения ещё и уходили в сторону от проблем и постановки задач.

    Зато было много кулуарных разговоров с представителями предприятий, и вот их поиски выхода из ситуации были гораздо интереснее.

    Считаю, что сибирская составляющая на форуме должна быть усилена. То, что происходит в Сибири, оказывает мощное влияние на процессы в стране. Сейчас Сибирь — это наш выход на страны АТР. Надо искать своё место в этом взаимодействии, делать упор на сибирскую тематику, локализовать проблемы, искать решения. Мы все научились красиво говорить, а вот как эффективно строить сотрудничество России со странами АТР, используя потенциал Сибири, мы не понимаем.

    П.М. ВЧЕРАШНИЙ, первый проректор Сибирскогоvch Вчерашний федерального университета

     В настоящее время СФУ активно работает над поиском и продвижением проектов, задающих стратегическую перспективу развития края и России в целом. К форуму мы подготовили круглый стол, на котором обсуждались проблемы импортозамещения и создания производств по переработке сырья с содержанием редкоземельных металлов. Красноярский край обладает колоссальными запасами этого стратегического сырья, которое принципиально важно для высокотехнологического сектора экономики.

    Спрос на редкоземельные металлы и материалы растёт во всём мире, а сейчас этот рынок почти полностью контролирует одна страна — Китай. По общему мнению участников дискуссии, Красноярский край мог бы стать наиболее перспективной площадкой для модернизации редкоземельной промышленности России.

    Заинтересованность в этом проекте очень высокая, инвестиционный потенциал проекта — более сотни миллиардов рублей.

    Реализация данного проекта позволит в перспективе обеспечить полный технологический цикл и удовлетворить потребности российского оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей, и кроме того, выйти с конкурентоспособной продукцией на зарубежные рынки. Участники круглого стола подготовили резолюцию, в которой рекомендуют Министерству промышленности и торговли России включить данный проект в Программу Правительства РФ по импортозамещению.

    Для меня обсуждение этой темы — не просто лоббирование интересов университета и Красноярского края, это конкретный проект, формирующий перспективы развития страны.

    zubarevichН.В. ЗУБАРЕВИЧ, профессор МГУ им. Ломоносова(Москва)

    Наконец-то на форуме была нормальная пленарка и перестали говорить «наш паровоз вперёд летит», было достаточно серьёзное обсуждение проблем. Раньше фирменным стилем КЭФ была демонстрация успеха — «какие мы крутые и как мы всё сделаем хорошо». Я считаю, что трезвый взгляд на жизнь более полезен. КЭФ-2015 был содержательнее предыдущих форумов, ориентирован на решение проблем.

    Правда, неожиданным оказался настрой на сессии, которую проводил Минвостокразвития, где нам с пафосом рассказали, как через сколько-то лет будет хорошо. Никакой аргументации, никакого разбора полётов, просто промоушен своих планов. Так что в некоторых своих местах КЭФ продолжает быть таким, как прежде — суперпафосным и в чём-то декларативным.

    tokarevА.Н. ТОКАРЕВ, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск)

    На мой взгляд, одним из ключевых мероприятий форума был мозговой штурм «Промышленная политика импортозамещения: в поисках новых кандидатов на взлёт?». На этой сессии были интересные обсуждения вопросов импортозамещения для целого ряда важных отраслей российской экономики, включая станкостроение, сельское хозяйство, фармацевтическую промышленность. С позиций импортозамещения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сложились уникальные предпосылки для развития местных поставщиков. Растут объёмы добычи нефти и газа, прогнозируется их дальнейшее увеличение, что предъявляет растущий спрос на оборудование и материалы.

    Также важны удалённость этих регионов от крупных поставщиков из европейской части России и географическая близость к азиатским партнёрам (с точки зрения создания новых совместных предприятий). Хотелось, чтобы эта и другие сибирские тематики более отчётливо звучали на форуме. Вероятно, необходимо увеличение времени на проведение мероприятий, мозговых штурмов.

    Важность форума и в том, что он не стал пессимистическим. В целом участники продемонстрировали довольно оптимистический взгляд: мы обязательно найдём выходы из этой ситуации. Может быть, не всегда оптимальные, в том числе потому, что мы выучили не все «уроки» прошлых кризисов. Но форум показал, что ответ на основной вопрос первого пленарного заседания (сейчас кризис или время возможностей?) в большей степени лежит в плоскости поиска новых возможностей.

    komar_0С.Г. КОМАРИЦЫН, директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» (Красноярск)

    «Красноярская» составляющая форума для нас чрезвычайно важна — это локальные инвестиционные проекты, представленные небольшими компаниями и научными коллективами. Были и конкретные предложения по антикризисным мерам. В частности, о создании оптово-распределительных центров, то есть концентрации мелкого сельхозпроизводителя в крае, который никогда самостоятельно не пробьётся на рынок и т.п.

    Однако какой-то основной большой, даже судьбоносной темы на форуме не было. Определённая в пожарном порядке тематика «продвижения на Восток», интеграции с АТР — это просто пережёвывание давно известного. К сожалению, забалтывание реальных проблем в экономике страны стало характеристикой форума. Здесь две причины — растерянность в руководстве страны (а организатором форума вместе с краем является Правительство России) и организационная форма проведения дискуссий — она неадекватна потребностям и, в принципе, не может нести какое-то содержание.

    У нас неправильно определяются критерии эффективности форума. Всё время говорят про какие-то мифические миллиарды, про подписанные соглашения. Мы же помним, как на десяти форумах подряд подписывались соглашения по красноярскому аэропорту, причём с разными инвесторами, а воз и ныне там. Для договорённостей с «Норильским никелем» не нужны никакие форумы. Это просто ритуальное действо во время проведения КЭФ, и не больше того. Результатом работы форума должны стать программно-стратегические предложения, а их-то и не было.

    Что обнадёживает, так это поручения, которые дал губернатор В.А. ТОЛОКОНСКИЙ по итогам КЭФ. Во-первых, это обсуждение с самим губернатором тех инициатив и проектов, которые были представлены на форуме — с этим всегда было плохо, люди работали, что-то предлагали, а о них тут же забывали. Второе — это создание в крае масштабной программы подготовки к КЭФ-2016. Это проведение многоуровневых мероприятий с привлечением научного и профессиональных сообществ.

    И, наконец, губернатор поручил готовить серьёзное расширение круга международных участников, в том числе банков. Это правильно, нельзя всё время ориентироваться только на министров российского правительства. «Под» серьёзных зарубежных участников приедут и наши.

    sergienkoВ.И. СЕРГИЕНКО, депутат ЗС Красноярского края, президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края

    Меня умиляет, что на КЭФ подписывают какие-то соглашении. И наши абсолютно не склонные к аналитике СМИ, захлебываясь от восторга, рапортуют: вот сколько соглашений подписали! Ну, подписали. Из подписанного за эти 12 лет что реализовано, какой процент?

    Требовать от форума подписания соглашений и этим измерять его эффективность — странно. Это не инвестиционный форум. Общественности кажется, что форумы проводятся для этого. Но ни одного ЦБК после этих форумов не построено. И подписывать соглашения в рамках форума — только зря его перегружать.

    КЭФ — скорее, площадка для обсуждения сложившейся экономической, финансовой, политической ситуации. Попытки найти выход, направить движение в нужную сторону. Обязательны ли рекомендации форума для власти, для людей, которые принимают решения? Нет, не обязательны. И в этом смысле продуктивная часть форумов, мягко говоря, не особенно осязаема.

    Что было сделано на КЭФ-2015? Организаторами предпринята попытка в ответ на введённые санкции переориентировать российскую экономику и политику на Восток. Другой вопрос — а Востоку это надо? Россия в торговом обороте наиболее развитых экономик Азии занимает ничтожное место, и её присутствие или отсутствие серьёзного значения для стран Востока не имеет. Тем более что мы не многое можем и предложить.

    Вторая предпринятая на КЭФ попытка — проанализировать сложившиеся кризисные условия и найти пути минимизации влияния кризиса. Думаю, это была наиболее продуктивная часть форума. Здесь на самом деле предлагались и власти, и бизнесу пути для нивелирования отрицательных последствий кризиса. Но будут ли они реализованы в практике управленческих решений?…

    По большому счёту Красноярский экономический форум — это целенаправленное промывание мозгов либеральной частью нашего управленческого истеблишмента всем остальным участникам. Попытка доказать, что никакой другой модели экономики для России в принципе не должно обсуждаться.

    Но посмотрите, кто формирует повестку форума, контингент модераторов, спикеров, кто сидит на панельных дискуссиях и их ведёт? Единомышленники. Поэтому зачастую дискуссии и не получаются. Почему ни разу не пригласили, например, академика С. ГЛАЗЬЕВА с его идеями, программой выхода из кризиса? Почему институты Академии наук, даже СФУ, не доминирующее место занимают в проведении этого форума?

    При этом интерактивное голосование по многим вопросам, несмотря на заклинания модераторов по поводу того, что дальнейшая либерализация — это единственный выход из ситуации, показало совершенно иные ожидания аудитории. Эти идеи не набирали больше 5-7%. А вот некоторые другие идеи, которые не обсуждались, но были поставлены в таблицу интерактивного голосования, набирали подавляющее большинство сторонников.

    Форум, если уж мы его проводим, должен быть по-настоящему дискуссионным, площадкой для выработки в том числе и альтернативных решений или, во всяком случае, предложений. А игра в одни ворота — это имитация обсуждения.

    Одна из бед нашей власти — она воспринимает как противостояние тезисы, которые предлагает общественность, если те же идеи заранее не озвучены самой властью. Да нет противостояния! И никакая общественность не радуется тому, что в экономике всё плохо. Сейчас даже не до поиска — кто виноват. Вопрос главный: что делать? Наверное, какой-то вклад в ответ на этот вопрос форум внёс.